У истоков «Ренессанса»: 30 лет великой музыки Мариуполя

«
Не один десяток лет для мариупольцев они разгадывают нотную математику великих композиторов прежних эпох и современности. Город обязан «Ренессансу» не только несколькими тысячами концертов, интересных творческих проектов, но и открытию камерной филармонии муниципального подчинения. В Мариуполе уже есть поколение, которое выросло на музыке «Ренессанса» и бывавшее на ранних его выступлениях.


»
Вспоминая прошедшие годы, главный дирижер Василий Крячок отмечает, что именно музыка и искусство, желание передать прекрасное слушателю являются основной движущей силой вдохновения артистов. Тысячи часов репетиций, нотных переложений, труда до поздних ночей, сыгранных программ и гастролей были и остаются с «Ренессансом». Сегодня, следуя названию оркестра, коллектив возрождает музыку и глубину чувств в сердцах своих зрителей.
«Ренессанс начинался 30 лет назад с небольшой группы энтузиастов еще в советские времена. Тогда я приехал из Германии, преподавал в Школе искусств и училище, мне было всего-навсего 35 лет. Каждый год проходили конкурсы преподавательских коллективов учебных заведений, чтобы педагоги не только теоретически обучали детей, но и не забывали свой инструмент. Для участия в одном из областных конкурсов собрался небольшой ансамбль: часть скрипок, две виолончели, фортепиано, я как тромбонист. Отыграв, участники не захотели расходиться, и мы решили исполнять для мариупольцев, озвучивать выставки в музее, готовили программы своими силами. Так и заявили о себе»
Василий Крячок
Ведущие концерта, посвященному 25-летию оркестра «Ренессанс», заслуженная и народная артистка Украины Светлана Отченашенко и музыковед Людмила Исупова.
Участие в конкурсе 17 апреля 1989 года стало отправной точкой для будущего оркестра Мариуполя. Тогда он назывался Ансамблем старинной музыки и исполнял барокко. В первом составе было только восемь человек, из которых трое продолжают играть до сих пор. В 90-х оркестр стал самоокупаемым, сотрудничал с различными фондами и меценатами. А на 18-й сессии горсовета депутаты проголосовали о включении оркестра в число культучреждений города и внесении его в реестр Минкульта как концертного коллектива с 1 января 1994 года. Так «Ренессанс» стал муниципальным. Сегодня он состоит из 28 профессиональных артистов, любящих свое дело.

«С того времени началось наше путешествие по миру музыки и искусства - мы объездили Приазовье, Украину и зарубежье. Так мы и стали камерным оркестром. Сегодня собираем полный зал, а начинали с 17 человек на сцене и 14 в зале. В 89-м мы базировались в первой музыкальной школе, занимались в подвальчике за ДОСААФом. В фонде культуры обещали хорошие условия, но в итоге у нас ничего не было, сыпался потолок, ни одного стула, пользовались отремонтированной студенческой мебелью, играли на собственных инструментах. Как-то даже соседствовали с кришнаитами. И оркестр вместе со мной не выдержал таких условий, и мы попросились в ДК «Азовсталь», где пробыли 17 лет, потом девять лет в Школе искусств. Сегодня в камерной филармонии мы чувствуем себя на своем месте»
Василий Крячок
В «святая святых» оркестра удалось побывать и MRPL.CITY. Главный дирижер «Ренессанса» показал несколько комнат бомбоубежища Школы искусств – место недавней «прописки» коллектива. Здесь все проникнуто творческой атмосферой и любовью к музыке: афишами, от старых до недавних, обклеены все стены, на видном месте грамоты, в одном из уголков фортепиано. Проходя мимо каждой афиши, Василий Крячок рассказывает о том или ином концерте и отмечает, что практически каждый из них повторил бы. Нотных собраний у «Ренессанса» немало, на некоторых партитурах печать дирижера.
«На этой полке ноты только на букву «Б». А вот этому шкафу лет больше чем мне, его нам подарили, здесь мы храним и ноты, и инструменты. Какую-то часть библиотеки уже перевезли в филармонию. Порядок в помещении наводили вместе с Дианой Тримой»
Василий Крячок
Название оркестру предложила скрипачка и бывший художественный руководитель Лариса Галла. Это было на одном из чаепитий в Мариупольском отделении советского фонда культуры после очередного концерта.
«Появление коллектива совпало с периодом перестройки, тогда витал дух свободы, а может, это мы были молодыми и нам хотелось что-то делать. После того конкурса никто не захотел расходиться, все желали играть. Не знаю почему мне вдруг пришла идея назвать оркестр «Ренессансом». Это было как обозначение возрождения после 20-летнего застоя. Были разные варианты, но мой остался. Мы играли каждую субботу, на репетиции ходили, как на работу. Днем и ночью Василий Михайлович писал обработки произведений, мы обросли репертуаром. Где мы только не играли – ходили по всем школам, техникумам, вузам, исколесили весь Мариуполь. До «Ренессанса» профессиональной музыки в Мариуполе не было, но была прекрасная самодеятельность»
Лариса Галла
Концертмейстер и солистка Наталья Ляшенко играет в оркестре вот уже 30 лет и 30-й концертный сезон, больше половины своей жизни. Рассказывая об этом, она отмечает, что все удачи и невзгоды с оркестром артисты проживали вместе, а само появление «Ренессанса» было не просто случайностью.
«Тогда так сложились обстоятельства, что в Мариуполь вернулись Василий Михайлович с Ларисой, я закончила консерваторию, собрался коллектив. Думаю, это было не просто так. У нас были идеи, желания, настроение. Мы действительно работали на энтузиазме, и материальный вопрос нас тогда не беспокоил. Сегодня, когда мы находимся в филармонии, оркестр порой так многочислен, что не всегда хватает места на сцене. Играем много музыки, и ею интересуется молодежь, значит, надо продолжать. Нам предстоит еще много интересных проектов и программ. И, конечно, мы мечтаем, чтобы оркестр получил звание академического. Считаю, что такой момент приближается»
Наталья Ляшенко
За три десятка лет «Ренессанс» сыграл и продолжает исполнять самую разную музыку - классическую, барокко, венскую классику, современную, хиты 20 века, вокальную, концертные постановки опер, оперетты. Ежегодно звучит 25 новых неповторяемых программ и 100 концертов, с гастролями оркестр регулярно ездит по городам Украины, а также побывал в Польше, Венгрии, Германии и на рождественских праздниках Италии.
Целой эпохой для коллектива стало сотрудничество с ректором ПГТУ и ученым Игорем Жежеленко, предложившего исполнять оперы. В тот период Мариуполь увидел в сопровождении оркестра оперы «Пиковая дама», «Алеко», «Евгений Онегин», спектакль «Помнишь ли ты» на музыку И. Кальмана и вот уже 21 год в драматическом театре идет «Метель» на музыку Г. Свиридова с участием Светланы Отченашенко. Столько же времени длится у «Ренессанса» дружба со Львовом.
«Помню, как в 2015 году, когда начались события в регионе, мы поехали во Львов и по Закарпатью. Первый концерт был в Мукачево, жуткие события, беспочвенные разговоры, что нас там не любят. Был полный зал, мы вышли на сцену, и когда нас объявили, весь зал встал и начал аплодировать просто потому, что мы вышли: «Вы приехали сюда из Мариуполя». Мы сели, чувствовались слезы, и первые такты нашей игры были так волнительны. Нам аплодировали минут пять, устроили овации, нас обнимали и говорили просто человеческие слова»
Лариса Галла
Она отмечает, что не менее трогательна публика Мариуполя. По ее наблюдениям, местный зритель меняется. Еще несколько десятков лет назад в городе была старая интеллигенция, которая знала имена маститых дирижеров, ждала и ходила на их концерты. В какой-то момент эта тенденция сошла на нет, но потребность в классической музыке осталась. И больше всего мариупольский зритель поразил «Ренессанс» в сложное время.
«Когда раздавались выстрелы, наши концерты шли по плану. В Школе искусств у нас всегда были полные залы несмотря на канонаду. Мне казалось, что никто при такой обстановке к нам не придет и играть будет не для кого. Но люди шли, за окнами грохотало, а зрители были сконцентрированы на музыке. Возможно, для зрителя это была терапия. Это было для меня открытием. Это я буду помнить всегда, значит, 30 лет прошли не зря»
Лариса Галла
Рассказывая о своих артистах, Василий Крячок отмечает, что каждый выкладывается на все сто.
«У нас сформировался коллектив единомышленников, творческая семья. Все хотят, чтобы музыка звучала на сцене профессионально и интересно. Все работают в полную силу по степени своего Божьего дара и способностей, и с артистами приятно работать. Я прихожу с большим желанием с ними заниматься. Они понимают, что от них требуется, как нужно делать и стараются выполнять. Мы видим, что люди ходят и хотят эту музыку. Нельзя в чем-то недоработать, мы все живем великой музыкой. Выходишь на сцену и погружаешься во все эти образы. 30 лет – это и много, и мало. Мало, потому что очень много нужно еще исполнить и донести до душ слушателей»
Василий Крячок
Теплыми впечатлениями о «Ренессансе» поделилась и директор департамента культурно-общественного развития Мариупольского городского совета Диана Трима, десять лет занимавшая должность директора оркестра.
«Это очень творческие люди, и все очень тонко чувствуют, что-то воспринимается ими близко к сердцу, что-то зависит от настроения и желания. Темпераменты, мечты и здоровье у всех разные, но, когда они собираются оркестром, всегда плечом к плечу – налицо ответственность и профессионализм. Если и есть недостаток голосов, дирижер делает нотную обработку партий и ни одна нота произведения не потеряется, а музыка не лишается красоты»
Диана Трима
Самым интересным проектом «Ренессанса» Василий Крячок считает открытие камерной филармонии, потому что такое учреждение для города очень важно. Собственно, и идея ее создания пришла во время гастролей.
«Создан тот дом и храм, где все звучит и где мы себя чувствуем полноценными людьми. Этот проект нельзя переплюнуть. И мы очень рады, что городские власти вместе с нами загорелись такой идеей. Также нашими были конкурсы «Музичний листопад», «Азовская весна», запомнились съемки ролика в конвертерном цеху ММК им. Ильича, когда оркестр и рок-группа «Блуд» исполнили сингл к фильму «Игры престолов». Кстати, комбинат нередко помогал нам финансово на гастролях»
Василий Крячок
Сегодня артисты готовят много прекрасной музыки для мариупольцев. Василий Крячок анонсирует приезды именитых исполнителей не только Украины, но и Италии. Есть идеи музыкальных программ и лицензионных выпусков альбомов.
А с юбилейным концертом «Ренессанс» выступит в Мариупольской камерной филармонии 2 марта. Программа включает лучшие произведения из репертуара оркестра с участием ведущих музыкантов Украины и актеров драматического театра.
Яна Иванова
Журналист MRPL.CITY
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website